Столкнувшись с трудностями, руководители российских компаний часто пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Чтобы добиться улучшения ситуации, стоит сказать сотрудникам правду, а затем действовать без промедления, пишут "Ведомости". Свое мнение по этому поводу высказывают вице-президент "АльфаСтрахования" Владимир Сорокин и гендиректор страховой группы "УралСиб" Николай Николенко.
Ведомости,
27 июля 2005 г.
Правда дороже лица 902 просмотра
Вывести компанию из кризиса помогут признание ошибок и решительные действия по их исправлению
Столкнувшись с трудностями, руководители российских компаний часто пытаются делать хорошую мину при плохой игре. И тем еще больше углубляют кризис. Чтобы добиться улучшения ситуации, стоит сказать сотрудникам правду, а затем действовать без промедления. Один из бывших сотрудников управляющей компании, инвестировавшей в открытие кинотеатров в Москве и регионах, на условиях анонимности рассказал, что несколько месяцев назад были уволены он сам и его команда. Собеседник "Ведомостей" руководил проектами по технологическому оснащению двух кинокомплексов. Стоимость проектов составляла $6 млн и $9 млн, и они были успешно завершены, кинотеатры запустили в эксплуатацию. Но акционеры компании приняли решение о реструктуризации и массовом сокращении персонала. Слухи об этом дошли до сотрудников, обстановка в коллективе накалилась, однако топ-менеджмент предпочитал не говорить об истинном состоянии дел. "В какой-то момент топ-менеджмент провел собрание, на котором поставил ряд ключевых сотрудников перед фактом увольнения", - говорит собеседник "Ведомостей". Ситуация, в которой топ-менеджмент предпочитает скрывать истинное положение дел, типична для российских компаний, полагает Алексей Механик, генеральный директор фабрики "Большевик". "Это старая советская парадигма - кто владеет информацией, тот владеет миром, - говорит он. - Традиционная боязнь российских собственников или топ-менеджеров раскрывать информацию порождает атмосферу взаимного недоверия в компании. И в кризисные времена менять свой стиль общения с персоналом будет поздно". С 2003 по 2004 г. Александр Федоров работал в группе инвестиционных компаний на должности замдиректора по развитию. В течение года он разрабатывал проект нового таможенного склада-терминала. Но он даже не догадывался, что для его реализации у компании не было свободных средств. "В ответ на любые вопросы о финансовом положении я получал дезинформацию. Точно так же отметались мои попытки поучаствовать в других проектах", - вспоминает Федоров. В 2004 г. он узнал что проект строительства терминала заморожен и работы для него в компании нет. В ситуации неопределенности персонал компании практически полностью лишается стимулов к работе, говорит Владимир Сорокин, вице-президент "АльфаСтрахования". "Демотивация лояльной части сотрудников происходит оттого, что они видят возможные пути решения проблем на своем участке, но не понимают, почему топ-менеджмент не предпринимает никаких действий по выводу компании из кризиса", - добавляет Сорокин. При этом любая кризисная ситуация - прямое следствие работы команды управленцев, считает Сорокин. "Старая команда не способна вывести компанию из кризиса, поэтому смена руководства в такой ситуации необходима", - утверждает он. Новому руководству вряд ли удастся обойтись без авторитарных методов. Решения придется принимать оперативно и добиваться их немедленного исполнения. Часть сотрудников сочтет менеджера самодуром, но все равно будет выполнять его волю. Другая часть будет видеть в нем спасителя. "Как только ситуация оздоровится, оппозиционеры начнут переходить в партию поддержки", - говорит Сорокин. В кризисной ситуации на первый план часто выходит вопрос мотивации персонала, утверждает Дмитрий Хлебников, руководитель центра управления преобразованиями "Норильского никеля". При этом о материальных факторах поощрения придется на время забыть. "Разговоры о том, что, когда компания выйдет из кризиса, все получат щедрую компенсацию за преданность, часто дают противоположный эффект", - говорит Хлебников. В 1998 г. Николай Николенко, ныне генеральный директор страховой группы "УралСиб", был назначен вице-президентом Промышленно-страховой компании (ПСК). (В 2002 г ПСК была приобретена финансовой компанией "Никойл", которая теперь называется "УралСиб"). После дефолта компания испытывала серьезную нехватку денежных средств. По словам Николенко, был оперативно разработан план по выводу компании из кризиса. В разработке плана могут участвовать несколько человек, однако его дальнейшая реализация должна быть основана на жесткой диктатуре власти, рассказывает Николенко. "Мы сократили количество служебных автомобилей, перестали оплачивать мобильные телефоны", - вспоминает он. Более того, режим экономии не обошел ни одного сотрудника ПСК, в том числе и топ-менеджеров. Однако причина и цели этих шагов были заранее озвучены всем сотрудникам компании. В кризисной ситуации необходимо быть предельно честным, убежден Николенко. При этом не нужно бояться признать допущенные ошибки. "В этом случае подчиненные подсознательно будут пытаться помочь руководителю", - добавляет Хлебников. В тяжелый для компании момент необходимо задействовать так называемые метамотиваторы - нематериальные факторы, превалирующие над всеми остальными, добавляет он. "С сотрудниками необходимо проводить личные беседы и пытаться выяснить индивидуальные стимулы к работе. Например, тем кто задумывается об уходе из компании, можно сказать, что, преодолев кризис вместе с компанией, он значительно повысит свой статус в глазах коллег и подчиненных и приобретет редкие навыки", - считает Хлебников. Однако сгущать краски тоже не стоит, считает Мария Макарушкина, консультант "ЭКОПСИ Консалтинг". "В свое время мы участвовали в проекте по выводу из кризиса российского производителя соков, который столкнулся на рынке с агрессивным конкурентом", - рассказывает она. Топ-менеджмент откровенно рассказал о сложившейся ситуации, однако удручающий настрой и пессимистические прогнозы привели к массовому исходу сотрудников из компании, подчеркивает Макарушкина. Чтобы избежать упаднических настроений в коллективе, Николенко придерживался тактики "малых побед". "Как только у компании высвобождались свободные ресурсы, все сотрудники это чувствовали, - вспоминает Николенко. - Причем если мы повышали на 10% зарплату руководителю отдела, точно на такую же сумму повышалась зарплата его подчиненных". В результате Николенко удалось вывести компанию на докризисный уровень за шесть месяцев. Андрей РУДЕНКО
Вся пресса за 27 июля 2005 г.
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 июля 2025 г.

|
|
Regions.Ru, 2 июля 2025 г.
Автоэксперт рассказал, как законно меняться за рулем в дальних поездках

|
|
Медвестник, 2 июля 2025 г.
Выходцы из России стали фигурантами крупнейшей преступной схемы в здравоохранении США

|
|
ПРАЙМ, 2 июля 2025 г.
Бюджет ФОМС на реализацию территориальных программ увеличился на 16%

|
|
ПримПресс, Владивосток, 2 июля 2025 г.
Мошенники массово продают поддельные ОСАГО

|
|
Московский комсомолец, 2 июля 2025 г.
Право руля

|
|
Финмаркет, 2 июля 2025 г.
Продажи полисов для путешественников выросли на 11%

|
|
Рабочий путь, Смоленск, 2 июля 2025 г.
При отказе в медпомощи следует обращаться в страховую компанию

|
|
Nord-News, Мурманск, 2 июля 2025 г.
ОСАГО резко подешевело: закономерность или временный эффект - когда ждать бешеного подорожания

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 2 июля 2025 г.
Башкирские аграрии застраховали более 50 тыс. га посевов озимых культур под урожай 2025 года

|
|
Тверские ведомости, 2 июля 2025 г.
Стала известна средняя стоимость полиса ОСАГО в Тверском регионе

|
|
Турпром.ru, 2 июля 2025 г.
Начались косвенные страховые выплаты туристам, погибшим на подводной лодке в Хургаде

|
|
Петербургский дневник, 2 июля 2025 г.
Прокуратура Ленобласти: до 200 тысяч рублей увеличится размер выплаты по ОСАГО

|
|
Финмаркет, 2 июля 2025 г.
За полугодие рост проданных полисов е-ОСАГО составил 20%

|
|
Frank Media, 2 июля 2025 г.
Страховщики запустили полисы с доходностью от курса биткоина

|
|
РИА Новости, 2 июля 2025 г.
«Мой экспорт» помогает экспортерам страховать отсрочки платежа от ЭКСАР

|
|
Вечерний Орел, 2 июля 2025 г.
В России увеличат лимит по европротоколу ОСАГО

|
|
zakon.kz, 2 июля 2025 г.
Казахстанцы стали активнее страховаться: число договоров выросло на 26%

|
 Остальные материалы за 2 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|